«Святое и вечное»: как готовятся к Рождеству в старейшем на Кубани женском монастыре
Девочки поют колядки.Фото: Виталий КАРНАУХ
Изменить размер текста:AA
Один из главных праздников у казаков – Рождество. В былые времена на Руси даже байки ходили о том, как кубанские казаки встречали рождение Сына Божьего. Говорили, что все хозяйство резали и на стол ставили, что погреба пустые оставались. Подтверждений этому нет до сих пор, однако факт, что казаки были одним из самых набожных населений Российской Империи, остается. Потому, вероятно, и былины ходили на Руси: ведь «За Веру, Царя и Отечество» воины с Кубани стояли насмерть.
«Вы христиане, и мы христиане»
Не остался без казачьих традиций и нынешний век. Ко встрече Рождества готовятся заранее, украшают праздничными убранствами храмы и монастыри… Таков и старейший на Кубани Марие-Магдалинский женский монастырь, что стоит в казачьей станице Роговской в Тимашевском районе. История этой обители уходит корнями в 19 век, когда в пустыни жили и трудились сотни монахинь, имелись обширные сельскохозяйственные плантации, собственные производства. И сама обитель стояла не на нынешнем месте, а в нескольких километрах – в хуторе Димитрова у излучины реки Кирпили.
Единственное, что осталось от старого монастыря на историческом месте в хуторе Димитрова, — трапезная.Фото: Виталий КАРНАУХ
На построенную в 1849 году по просьбе монахини Митрофании обитель в начале прошлого века обрушились все несчастья, которые привела с собой Первая мировая война, революция, затем и Великая Отечественная. В 1921 году с приходом советской власти несколько сот монахинь под гнетом коммунистов покинули монастырь. Осталась лишь одна – Макрина. «Умру, но не уйду», – заявила она.
В годы Великой Отечественной Макрина не раз спасала односельчан. За партизанство немцы хотели наказать мирных станичников. Их собрали для расстрела, но вперед вышла женщина в черном. «Вы христиане, и мы христиане», – сказала она. Фашисты почувствовали в Макрине Бога, пытающегося спасти их грешные души и распустили жителей.
Шло время, Марие-Магдалинская обитель все больше пустела. Разрушены стены ограды, храм. С печальным взглядом проходили хуторяне мимо остатков былого монастыря. На глазах их предков он строился, при их потомках – пал. Здесь больше не читали молитвы, не пели песни на Рождество. Не было огородов и садов, словно навечно застыл монастырский кирпичный завод. Имена, стоявшие у истоков пустыни, – монахиня Митрофания, атаман Рашпиль, епископ Иеремия – остались забытыми…
Шестое Рождество Ксюши Самитовой
И только в 1997 году на заседании Священного Синода было решено возродить монастырь. Только не на историческом месте – в хуторе Димитрова, а в близлежащей станице Роговской. Молитвами и стараниями схиархимандрита Георгия (Саввы) на окраине Роговской появились обширные угодья монастыря, обнесенные толстым кирпичным забором. Сейчас на службе состоят 25 монахинь. На каникулах приезжают девочки со всей Кубани для знакомства с жизнью в монастыре, учатся ведению хозяйства.
Ксюша Самитова шестой год подряд встречает Рождество в женском монастыре.Фото: Виталий КАРНАУХ
Этот год не стал исключением. Сегодня в монастыре на послушании живет несколько десятков девчонок самых разных возрастов.
– Здесь я встречаю свое шестое Рождество, – рассказала «КП»-Кубань» 15-летняя Ксюша Самитова из Славянска-на-Кубани. – Мы к нему долго и тщательно готовимся. Репетируем спевки, колядки, поем и устраиваем концерты для прихожан. Наряжаем храм и елку. Также вместе с сестрами монастыря помогаем печь торты, делаем пряничные домики. Сегодня будем помогать на ночной службе, возможно, нам разрешат спеть одну из колядок.
В монастыре есть розарий. Из лепестков роз сестры готовят варенье.Фото: Виталий КАРНАУХ
Так и идет жизнь в пустыни в канун Рождества: старшие девочки занимаются с младшими, помогают монахиням в хозяйстве.
– Здесь очень много работы, – продолжает Ксюша. – Эту красоту ни на что невозможно променять. Тут великолепные службы, природа, общение! Здесь обретаешь новых подруг…
В монастыре готовятся ко встрече Рождества.
Ксюша на этот раз приехала в Марие-Магдалинский монастырь не одна, а с 8-летней сестрой. Занятия у них разные, но домой поедут, как и приехали, вместе. Родителям привезут свои поделки, картины, пряники подарки от настоятельницы игуменьи Тавифы.
«Все мы – одна большая семья»
Кажется, и не было всех этих политических и военных передряг в прошлом. Кажется, и жизнь тут текла своим чередом. Конечно, не исключая трудностей.
– Рождество для нас – это святое и вечное, – рассказывает монахиня Евфрасия. – Каждый год – это подарок всем людям. Смысл Рождества – Господь подарил себя нам. И главное здесь – подарил. Поэтому и принято дарить друг другу подарки. Особенно этому рады дети.
Монахиня Евфрасия говорит, что каждая рождественская служба неповторима.Фото: Виталий КАРНАУХ
Вместе с детьми сестры пустыни украшают храм, территорию монастыря.
– Мы устанавливаем елку, а украшать даем девочкам. Они сами мастерят игрушки, а потом вешают их, – говорит Евфрасия. – Сестры учат детей поздравлениям, готовят вместе с ними открытки для родных. Стараемся в этот день частичку своей души подарить другому. Мы ведь любим своих ближних, почему бы не напомнить им об этом? Дети пишут открытки и поздравления и для нашей матушки Тавифы. Настоятельница очень их любит, очень много старается для них. Девочки готовят, поют для прихожан.
Сейчас у сестер большое хозяйство. Сыр готовят и коптят сами.Фото: Виталий КАРНАУХ
Каждая рождественская служба, по словам монахини, неповторима. После ночного прославления Творца душа обретает покой и легкость.
– Выходишь из храма утром и видишь, как все друг друга поздравляют, дарят частичку души. Кругом радость, веселье, иногда слезы счастья, – рассказывает Евфрасия. – И при этом понимаешь, что все мы – одна большая семья.
Каждый год на Рождественские праздники в Марие-Магдалинский монастырь приезжают паломники со всей страны. С городов и станиц Кубани привозят детей, послушницы поют им колядки, устраивают концерты и дарят подарки. Тот, кто побывал однажды в старейшей женской обители, захочет вновь вернуться.