Краснодар, которого нет: Арбат
<i>Краснодарский Арбат в 1989-м году. Фото предоставлено проектом "Мой Екатеринодар"</i>
В 2021 году портал «ЯСНО» начинает свой новый проект, посвященный тем местам кубанской столицы, которых уже нет или они со временем изменились практически до неузнаваемости.
Современный стеклянный небоскреб, типичная советская многоэтажка и дореволюционная архитектура – множество эпох соседствуют в Краснодаре в пределах одной улицы. История города живет вовсе не в помпезных памятниках, а в простых домах, где крыльцо может быть старше входной двери на доброе столетие. Или в вычурном здании краеведческого музея, соседствующем с ни на что не похожей советской мозаикой у «Дома Книги». И даже в здании краевого суда на Пушкинской площади, которое все краснодарцы вслед за модными урбанистами зовут уродливым, но некоторые считают вполне симпатичным.
История города живет там, где живут люди. В любимых годами парках, популярных у молодежи местах, в злачных закоулках, где зарождались новые движения. Эти места не будут описаны в учебниках по кубановедению, они не будут удостоены даже информационной таблички, но они останутся легендой. Чтобы вспомнить их, придется окунуться в прошлое на 15-30 лет назад.
Краснодарский Арбат
Сейчас уже с трудом можно вспомнить рынок «Октябрь», построенный на месте одноименного завода в 2001 году, место которого занял торговый центр «Галерея». Или что было вместо торгового комплекса «Арбат». А ведь уже выросло поколение, которое знает в честь чего названо здание на углу улиц Красной и Горького только по рассказам родителей. Сам легендарный Арбат был назван так благодаря тому, что по конец существования СССР на отрезке от Чапаева от Красноармейской до Рашпилевской (тогда Шаумяна) уложили плитку и поставили красивые уличные фонари – точную копию фонарей, находившихся на Арбате в Москве. Из-за этого место и стали так называть. Именно этот Арбат, в честь которого в будущем назвали торговый центр, был местным символом начала постсоветской эпохи, меккой краснодарских ремесленников и пристанищем уличных торговцев, которых в девяностые по всей стране развелось, как очередей до распада Союза.
Торговый центр "Арбат" на пересечении улиц Красной и Горького, расположенный в квартале от бывшего Арбата. Фото "ЯСНО"
Но торговля тут была культурная: художники, которые одновременно с продажей рисовали новые картины, ремесленники, торговцы книгами, нумизматы и прочие коллекционеры. Книги, купленные в Москве, даже с учетом издержек на дорогу и наценку продавца все равно стоили здесь дешевле, чем в книжном магазине.
На Арбате все знали друг друга в лицо, но обращаться друг к другу было принято по кличкам, а не именам. Торговец книгами, известный в свое время как «Фантаст» знает всю историю этого места.
Краснодарский Арбат в 1989-м году. Фото предоставлено проектом "Мой Екатеринодар"
«Изначально Арбат облюбовали продавцы пирожков, ларьки звукозаписи и другие мелкие предприниматели, правда они быстро ушли по собственному желанию. Причем печально известный в девяностые рэкет и бандиты тут не при чем. Арбат был очень необычным для своей эпохи местом, настоящим оазисом добра и дружелюбия в городе и бандиты тут никого не трогали и не притесняли. То ли книжников за людей не считали, чтобы брать с них мзду за торговлю, а может и полиция хорошо выполняла свою работу», — рассказал «Фантаст».
К слову о полиции, точнее милиции, как она тогда называлась. Была у Арбата одна примечательная особенность. Одна половина Красной находилась под присмотром УВД Западного округа, а другая – Центрального, и для того, чтобы избежать штрафа за незаконную торговлю, достаточно было перейти через дорогу. Милиционеры Западного округа торговцев и неформалов не трогали, в отличие от стражей порядка из Центрального. А вот торговля при этом шла только на квартале, принадлежавшем Центральному округу. На другой стороне можно было провести весь день и так и не дождаться ни одного покупателя. Кроме торговцев и художников на Арбате любили проводить время местные панки: они приходили просто посидеть, поболтать и выпить пива.
Краснодарский Арбат в 1989-м году. Фото предоставлено проектом "Мой Екатеринодар"
Не обходилось на Арбате и без молодежных движений. «Фантаст», будучи уже тридцатилетним мужчиной в те годы, с удовольствием общался и с молодым поколением.
«Город небольшой, все всех знают. Многие приходили просто пообщаться, а панки куролесили порой и круглосуточно. Среди них была и известная сейчас Маша Макарова, правда тогда она была обычной оторвой. Я часто ездил в Москву за новыми книгами, в мое отсутствие вместо меня торговали известные сейчас в неформальных кругах ребята «Аярвик» и «Негодяй». Эти имена приклеились к их нынешним носителям именно на Арбате. Да и свою путевку в жизнь они получили как раз благодаря этой торговле. Разобрались, благодаря книжкам, в азах внутренней кухни торговли и ушли продавать музыкальную продукцию, которая была им больше по душе, работая сами на себя. Но и мы с моим другом «Бородой» не отставали от мировых тенденций, мы первыми начали продавать всякое эзотерическое мракобесие, которое в девяностые пользовалось огромным спросом», — рассказал «Фантаст».
Вид на ул. Чапаева (Арбат) со стороны ул. Красноармейской в сторону ул. Красной в 1989-м году. Фото предоставлено проектом "Мой Екатеринодар"
Современный вид на ул. Чапаева со стороны ул. Красноармейской в сторону ул. Красной. Фото "ЯСНО"
Жители соседних и весьма элитных домов тоже были не в восторге от вечного шума и желающих справить естественную нужду в их дворе (а среди них были как торговцы с художниками, так и веселящиеся до глубокой ночи панки). Собрав коллективную жалобу, они добились у администрации города запрета на торговлю на этом квартале, и Арбат временно переместился в сквер имени Жукова. А после и вовсе канул в Лету.
На улице Чапаева проблема с шумом до сих пор актуальна. Фото "Ясно"
Еще пару лет назад можно было встретить художника с картинами в «парке со слоном» (так его прозвали краснодарцы, официальное название «Сквер Дружбы»), но сейчас их и там не бывает. А коллекционеры всех мастей переместились на одну из аллей Чистяковской рощи и на территорию Книжного рынка, расположенного в ней же.