Сбербанк продан Центробанком. Что это значит?
Фото: Антон Новодережкин, ТАСС
Сделка по продаже Сбербанка завершилась накануне. Эксперт рассказал, что это значит.
Вчера, 10 апреля, Правительство России завершило сделку по покупке 50% акций Сбербанка у ЦБ. Сумма сделки составила 2,139 трлн руб., пишет «ТАСС». Ситуацию специально для "ЯСНО" прокомментировал кубанский экономист Роман Иноземцев.
Эксперт напомнил, что история с продажей Сбербанка длится с начала года, если не раньше. По его мнению, это схема по перекладыванию из одного кармана в другой.
Дело в том, что всеми госбанками государство, как правило, владеет через ЦБ, который является органом исполнительной власти (как министерство, служба или федеральное агентство), но может получать прибыль. Эту прибыль ЦБ обычно передает правительству, если, конечно, не несет трат на выплаты через госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
По словам Иноземцева, возникла потребность распечатать «кубышку» (Фонд Национального Благосостояния), но это не так просто сделать. У фонда есть статьи, по которым можно расходовать деньги и дефицит бюджета и пополнение дефицита бюджета или резервов Правительства туда не входит – фонд нацелен на пополнение дефицита Пенсионного Фонда, т.е. из-за чего был поднят пенсионный возраст.
Так вот, до 50% средств фонда можно разместить в акциях юридических лиц.
– Таким образом через продажу акций Сбербанка ЦБ получает огромные финансовые ресурсы, которые может: передать как прибыль Правительству, т.е. пополнить бюджет либо использовать по своему усмотрению (операции на фин.рынках, санации банков, докапитализация ГК АСВ и др.). Никакой приватизации Сбербанка, по сути, нет. Есть перекладывание денег из одного кармана в другой, – говорит экономист.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов оценивал стоимость сделки примерно в 2,5 трлн рублей. Планировалось провести ее на рыночных условиях за полгода, однако из-за рухнувшей цены на нефть и обвала котировок в первой половине марта этого года пришлось изменить планы. Было принято решение воспользоваться механизмом акционерного соглашения, гарантирующего для миноритариев сохранение преемственности той политики, которую реализует государство через своих представителей в совете директоров Сбербанка.