Кондратьев: ответ «Турецкому потоку»
Среди самых нелепых и забавных краевых новостей в дни новогодних каникул, пожалуй, соображение губернатора Кубани Вениамина Кондратьева о том, что запущенный 8 января «Турецкий поток» увеличит уровень газификации на Кубани.
Подконтрольные СМИ дружно писали: «Глава региона отметил, что сейчас край обеспечен газом на 84%. По его мнению, после запуска газопровода, который состоялся 8 января в Стамбуле, появятся новые возможности для развития юго-запада Краснодарского края. Сейчас там находится две газораспределительные станции, еще одну скоро сдадут в эксплуатацию.
«Краснодарский край сможет увеличить подачу газа в Крымский и Темрюкский районы, в Анапу. Есть проблемные территории, которые, я надеюсь, смогут улучшить свои показатели газоснабжения благодаря „Турецкому потоку»», — прокомментировал Кондратьев.
Запуск газопровода «даст мощный стимул для развития курортного комплекса, промышленной и транспортной инфраструктуры», — считает губернатор».
В мировых информационных сообщениях о запуске «Турецкого потока» новость подавалась несколько иначе. К примеру, РИА Новости сказали довольно лаконично. «Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган официально открыли газопровод «Турецкий поток». Церемония состоялась в Стамбуле. В ней также приняли участие президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Болгарии Бойко Борисов». Сообщили и о некоторых технических данных газопровода. Никакого губернатора края на эту церемонию приглашать никто и не подумал. Наш край – это всего лишь территория, по которой газопровод проходит. Но Вениамин Кондратьев изменил бы себе, если бы не постарался примазаться к событию. Тем более, даже не федерального, а международного уровня. Откуда такой губернаторский пиар-магнетизм? Нет, ну он же, помните Эрдогану, руку в сочинском аэропорту как-то жал в первых рядах. Значит, тоже причастен.
Правда, в случае с примазыванием к «Турецкому потоку» пришлось чего-то придумать круче. Уровень запредельности губернаторской фантастики должен же соответствовать масштабу события. С одной стороны, конечно, радостно, что губернатор моментально увеличил на процент уровень газификации края. Казалось бы, только что мальчик Слава докладывал президенту о 83 процентах, и тут оба-на — уже 84!
Но нам к такой скачкообразности рекордов в главной региональной мысли не привыкать. Поговорим немного об эпохальной части заявления. И тут первый, он же единственный, вопрос: вот с чего? Вот с чего «Турецкий поток» будет чему-то там у нас способствовать в плане газификации ряда районов и давать мощный стимул для курортного рывка? Перед тем, как делать такие отчаянной смелости заявления, надо бы почитать хоть что-то о принципах реализации подобных проектов, которые задолго до начала строительно-монтажных работ тщательно просчитываются. Сколько газа «возьмут» потребители? Какова должна быть мощность газо-компрессорных станций, и сколько их понадобится? Кто выступит в качестве соинвесторов проекта, и как участники будут гасить затраты? В общем, если сказать одной фразой: «Инвесторы вкладывают средства в расчете на запланированный результат». И никакие «боковики», даже в виде очень значимых социальных проектов, практически не возможны.
Коротенько ликбез для В.И. Кондратьева. Турецкий поток состоит из двух ниток мощностью 15, 75 миллиардов кубометров каждая. Первая – для поставок газа турецким потребителям, вторая — для поставок в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Ни о каком Темрюкском районе в проекте и близко нет. И об Анапе тоже не слова.
Далее. Морской участок системы из двух параллельных труб в Черном море построила компания South Stream Transport B.V. Сухопутную часть газопровода на территории Турции вела российско-турецкая компания TurkAkim Gaz Tasima A.S. И в финансировании работ бюджет Краснодарского края, понятно, тоже никакого участия не принимал.
Ни разу губернатор края Кондратьев не встречался с главой «Газпрома» Миллером для того, чтобы обсудить хотя бы возможность выделения части газа из нового газопровода для нужд края. И тут вдруг такая радость от открывающихся перспектив: «Трубу другие построили, и нам перепадет, потому что губернатор у нас заботливый».
Да, можно вспомнить пример газопровода Джубга-Лазаревский-Сочи, который стал ответвлением нырнувшего в Черное море в сторону Турции «Голубого потока». Но, во-первых, тогдашний руководитель края Ткачев и глава «Газпрома» Миллер вели по этому поводу переговоры еще с начала 2000-х. А во-вторых, вопрос был положительно решен во многом благодаря как раз в то время обозначившимся перспективам сочинской Олимпиады.
А «Турецкому потоку» с какой радости с Кондратьевым газом делиться? Разве краевой бюджет выступал соинвестором проекта? Вроде, нет. Разве «Газпром» заложил в мощность газопровода миллионы кубометров голубого топлива для Кубани? Тоже нет. Это как в той детской считалочке: «Дров не носил, кашу не варил». А газ теперь давай? И потом, как себе Вениамин Иванович в принципе представляет процесс дележки газом теперь, когда проект уже завершен? В уже уложенную трубу всверлиться? Ну, так как бы давление там не совсем то, чтобы прямо в дома к бытовым газовым конфоркам направить. Нужны допсооружения. А это согласования с теми же инвесторами, с потребителями. Это отдельные проектирования и экспертизы. И это поиск средств на реализацию. На халяву сегодня не выходит.
И что уж вообще непонятно, при чем тут «толчок в развитие курортов»? Вот — труба, вот – курортники: это как совместимо? Это что же, семья, привыкшая отдыхать где-то на Кипре, получив «газовый сигнал» от губернатора, решит собою увеличить кубанский туристический поток? «А поехали отдыхать в Анапу, там сейчас «Турецкий поток» запустили, который повысил пляжную привлекательность». И вся семья отправится загорать на курортнопривлекательной трубе.
И потом, даже если по какой-либо неведомой причине случится допуск турецкого-европейского газа в наши краевые газовые трубы, до потребителя газ уж точно не дойдет. Что убедительно доказывает как раз пример работы Вениамина Кондратьева с выше упомянутым газопроводом Джубга-Лазаревский-Сочи. Получив в свое полное распоряжение готовый газопровод, проложенный по дну Черного моря, с обустроенными выходами на берег, Кондратьев за пять лет не сделал практически ничего. Уровень газификации Туапсинского района на сегодня все еще 14,5 процентов!
Нет, ну поговорить о перспективах, конечно, можно. Разница лишь в том, что предыдущие пять лет о них слушали жители только Туапсинского района и Сочи. Теперь вот еще и Анапы, Темрюкского и Крымского районов. Растет аудитория потребителей кондратьевской трибунности! Результат все еще нулевой, но вот число разговоров о перспективах, светлом будущем уже просто зашкаливает. По любому поводу. Даже, как видим, такому, к которому наш губернатор никаким боком.
P.S. Мы можем предложить губернатору реальный способ увеличения уровня обеспеченности газом населенных пунктов края. Для этого нужно прекратить загонять миллиарды на губернаторский пиар и отправить высвободившиеся средства на газ для станиц и хуторов. Хотя понимаем: не пройдет это предложение. Потому что, если отправить реальные деньги реальным жителям, реальных хуторов на реальную газификацию, об этом сколько человек узнает? Несколько десятков тех, кому газ в дом заведут. А если «примазаться» к масштабному проекту, расписать во всем подконтрольных СМИ фантазийные перспективы, об этом же весь край узнает. И далеко за его пределами. И наверняка кто-то еще и поверит. Так что у нас в крае смачные рассказы о газовых перспективах, куда важнее, чем сам газ. Однозначно.
Ранее «Живая Кубань» писала, что, говоря о «голубом топливе», Путин назвал Кондратьева «очень активным мужчиной».