Чиновники и банкиры обсудили, как развить «безнал» на Кубани
В Краснодаре 8 ноября состоялось заседание дискуссионной площадки «Благополучие человека». Участники попытались выяснить, что мешает развиваться системе безналичных платежей на Кубани. Обсуждение было проведено а рамках программы повышения финансовой грамотности населения Краснодарского края. В мероприятии приняли участие представители краевой администрации, «Школы грамотного потребителя», специалисты краевого Министерства экономики, банков, Роспотребнадзора и другие.
Начальник Управления по взаимодействию с участниками финансового рынка краевого Министерства экономики заявила в своём докладе, что безналичных платежей в регионе всё же становится всё больше. Только за первый квартал этого года их число, по её данным, возросло на 31%. «Для сравнения: за весь 2018 год рост составил 37 процентов», — добавила чиновница. Она также рассказала, что краевая администрация и Южное ГУ Банка России поставили перед собой задачу не только наращивать в регионе количество платежей безналичными средствами, но и повышать финансовую грамотность населения субъекта.
При этом в регионе несколько выше, чем в среднем по стране, обеспеченность населения офисами финансовых организаций: на каждую тысячу жителей приходится 0,23 банковских офиса. Когда в среднем по стране — 0,21. Выше обеспеченность и эквайринговой инфраструктурой: 21,4 устройства на тысячу. По стране показатель установился на уровне в 19,6.
Меж тем чиновница подчеркнула крайнюю неравномерность распределения инфрастуктурных объектов, сосредоточенных, конечно, в городской местности. Проект «Безналичная Кубань» и должен исправить этот перекос, создав единое платёжное и расчётное пространство, в котором можно было бы применять все формы оплаты. Ещё одна цель — повысить скорость доступа к финансовым услугам пользователям интернета. И сделать это доступным для жителей отдалённых районов.
Эксперты отмечают, что развитие такого проекта увеличит и вовлечение бизнеса в концепцию безналичных платежей. Также участники встречи отметили необходимость перехода на «безнал» в системах ЖКХ и соцзащиты.
Однако участники дискуссии отметили наличие барьеров внедрения этой системы при оплате ЖКУ. «Переход на полностью безналичный расчет вызывает недовольство у людей старшего поколения, которые привыкли оплачивать услуги ЖКХ по бумажной квитанции», — отметила начальник новороссийского отдела по защите прав потребителей Татьяна Швецова. На это все присутствующие ответили заявлениями о необходимости вести просветительскую работу. Так, предстоит потребителям рассказать, например, что «Почта России» предоставит потребителям «НЭСК» услугу по приему показаний и оплате электроэнергии на дому без квитанции. Для того у почтальонов имеются с собой специальные кассовые терминалы.
«Проведение запланированных мероприятий проекта в крае должно обеспечить, во-первых, увеличение количества устройств по приему платежных карт на 1 января 2020 года до 140 тысяч штук (сейчас — 120). Во-вторых, способствовать увеличению объема безналичных операций по платежным картам до среднероссийского уровня в 41 процент»,— пояснила Федоренко.
В итоге участники встречи сошлись на мнении, что поставленная задача находится в числе приоритетных и определили необходимость проведения таких мероприятий в дальнейшем.