«Девушки играют по любви». Есть ли будущее у женского футбола?
Женский футбольный клуб «Кубаночка». / Татьяна Зайцева / Из личного архива
Ассоциация европейских клубов (ECA) на прошлой неделе впервые представила стратегию развития женского футбола. Ранее, еще в 2020 году, совместно поддержать развитие женского футбола договорились Международная федерация футбола (ФИФА) и Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro).
Экс-футболистка, тренер и президент женского футбольного клуба «Краснодар» Татьяна Зайцева прошла все ступени футбольной лестницы – она начинала заниматься этим видом спорта ещё в СССР, играла в России и за рубежом, выступала за сборную России. А после завершения игровой карьеры тренировала, возрождала «Кубаночку», возглавляла клуб и вообще развивала и продолжает развивать женский футбол в крае.
В интервью Татьяна рассказала «АиФ-Юг» о гендерных стереотипах в спорте, о том, чем отличается игра разных полов и смогут ли они когда-нибудь соревноваться друг с другом, почему футбольные власти именно сейчас взялись за женский футбол и когда болельщики вернутся на стадионы.
Мяч – один, правила – одинаковые
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Татьяна Владимировна, вы в футболе давно, с прошлого века – как он изменился за это время?
Татьяна Зайцева: Начало моей футбольной карьеры совпало с падением СССР. Старая система подготовки разрушилась – в Советском Союзе было три женских лиги. 12 команд в высшей, три зоны по 12 в первой, очень многочисленная вторая. На 1989-1990 пришёлся настоящий бум женского футбола, — только в Москве восемь клубов. В Краснодаре была команда высшей лиги «Седин-Шисс». А затем начались 1990-е и стало не до футбола – люди просто выживали. Союз распался, экономические связи тоже, завод Седина отказался от финансирования, футболистки разъехались. Понятно, что по женским командам безденежье ударило больше – заводы, к которым относились команды, сокращали непрофильные расходы. Позже были разные периоды – и провальные, и успешные. В 1999 и 2003 женская сборная России выступала в финальной части чемпионата мира, дважды выходила в четвертьфинал. Но в других странах спорт развивался более интенсивно, большую роль сыграло участие мужских клубов, в составе которых появлялись женские команды. Европа всегда была настроена более феминистически, женщины там намного активнее отстаивали свои права.
— Чем отличаются женский и мужской футбол?
— С одной стороны, мячи, экипировка, правила, инвентарь – всё одинаковое. С другой – есть специфика, конечно, женские виды спорта, и футбол – не исключение, отличаются меньшим атлетизмом. Девушки показывают высокий уровень техники, мышления, но в силу физиологических особенностей – всё-таки мы носительницы генофонда — хуже реагируют на быстро меняющуюся ситуацию. Поэтому и возникает ощущение, что женщины на поле медленнее думают. Если не брать во внимание физиологические аспекты, то женские виды спорта отличаются большей эмоциональностью.
До 12 лет девочки и мальчики могут вместе заниматься футболом и брать друг у друга лучшее.
Лежит, значит, больно
— Много поработавший с женщинами тренер Армен Григорян недавно сказал, что девушки в футболе куда чаще проявляют традиционно мужские качества: мужество, храбрость, целеустремленность. Почему?
— Качества эти, пожалуй, не мужские, а общечеловеческие. А ответ на вопрос лежит на поверхности — в мужском футболе вращаются огромные деньги, поэтому из спорта в чистом виде он превратился в индустрию. Конечно, виноваты в этом не только и не столько спортсмены, но всё же. А в женском футболе денег либо минимум, либо нет вообще, поэтому девушки играют по любви, без меркантильной составляющей. Когда ты занимаешься тем, чем действительно увлечен, то симулировать не будешь – если девчонка лежит на поле, значит, травма серьёзная. Женщинам приходиться пробиваться, прокладывать свой путь в футболе, остаются только те, кто его по-настоящему любит.
«Я ещё надеюсь выйти в сектор». Мария Абакумова — о большом спорте и детях
Подробнее
— На ваш взгляд, могут ли женщины соревноваться с мужчинами на равных?
— Если говорить о гендерном равенстве в футболе как о равных правах для мужчин и женщин, то это достижимо. А если о совместном участии в соревнованиях, то нереально. Природу не обманешь — только мужчина, по паспорту ставший женщиной после операции, сможет на равных конкурировать с мужчинами. Всё-таки мы от природы медленней, а футбол – скоростной вид спорта, где надо бегать. А ведь есть ещё другие аспекты быстроты – частота одиночного движения, скорость принятия решения, обманного движения и реакции на него. У мужчин эти параметры превосходят женские. За счёт разных сроков взросления организма до 12 лет девочки и мальчики могут заниматься вместе и брать друг у друга лучшее. Девочки учат сверстников быть более ответственными, лучше слушать педагога. Те, в свою очередь, показывают, как охотнее идти в футбольные столкновения, обучают футбольной пластике, резкости. Но на взрослом уровне конкуренции уже нет – трижды лучшая футболистка планеты Биргит Принц играла с мужчинами, но во второй немецкой бундеслиге.
Где золотая середина?
— За женский футбол в последнее время активно взялись: УЕФА, РФС, Ассоциация европейских клубов представили свои программы развития. Почему именно сейчас так активно взялись за спорт?
— На мой взгляд, повлияли на ситуацию две вещи. Во-первых, феминистические тенденции, во-вторых, борьба за вовлечение людей в спорт. Мужской футбол и так хорошо развит, в него много людей уже не привлечёшь, зато можно существенно увеличить ситуацию за счёт вовлечения женщин. На это и делают ставку ФИФА, УЕФА, РФС. Конечно, для них это важно и с экономической точки зрения: больше людей – больше рекламы и, следовательно, денег. Но женский футбол от этого только выигрывает.
Татьяна Зайцева играет в футбол со времен СССР. Фото: Из личного архива/ Татьяна Зайцева
— В США женская сборная борется за равную оплату с мужской, а у нас известный тренер заявляет, что не общается с девушками на футбольные темы, «так как они плохо в нём разбираются». Россия, выходит, отстаёт в области гендерного равноправия?
— Я часто бывала в европейских странах, Норвегии, Швеции, Англии, Германии, Испании, где женщины давно борются за равные права и возможности. Но, к сожалению, золотой середины нет – сейчас там мы видим перегибы вроде замены мамы и папы на «родитель №1» и «родитель №2». Начали бороться за то, чтобы девочкам давали тренироваться, а закончили неизвестно чем. Да, у нас патриархальная страна, поэтому к женщинам, занимающимся футболом, отношение до сих пор настороженное. Многие и сейчас думают, что у занимающихся футболом будут кривые ноги, квадратные плечи, девушки станут мужеподобными. До искоренения стереотипов ещё далеко, но положительная тенденция наметилась. Хотя не могу сказать, что раньше всё было плохо – в 1996 на стадион «Кубань» поболеть за «Кубаночку» приходили восемь тысяч человек. На женский финал Кубка России в дождь, в холод собирались 20 тысяч.
— А когда вы стали тренером, президентом клуба – тоже со стереотипами сталкивались?
— Постоянно, это обычная история. Например, когда «Кубаночка» перешла в «РЦСП по ИВС», тренировочные занятия проходили на базе «СШ по футболу», к нам поначалу очень скептически относились и тренеры, и сотрудники школы. А когда познакомились, посмотрели со стороны на тренировки, увидели, как мы работаем, как построен тренировочный процесс, как девочки владеют мячом, как отдаемся делу, с какими эмоциями играем, то изменили отношение. Когда мы переходили под эгиду ФК «Краснодар», то все уже расстроены были – девчонки стали изюминкой спортшколы. Чтобы стереотипов было меньше, нужно больше позитивной информации. А то даже у нас в крае, где женский футбол достаточно популярен, иногда говорят, что региональное первенство среди девочек – это чемпионат водокачки. Что тут говорить? Равные возможности у мужчин и женщин будут тогда, когда руководители будут открыто говорить об этом. Почему Кубань – один из передовых регионов в развитии женского футбола? Потому что однажды на совещании с участием глав районов и спорткомитетов глава Федерации футбола Краснодарского края Иван Перонко сказал: «Если девочка хочет играть в футбол – мы должны создать для нее условия». Тогда девочек стали брать в группы с мальчиками, выправили это законодательно.
Игры в эпоху коронавируса. Как пандемия отразилась на кубанском спорте?
Подробнее
Обратите внимание
— Проблемы российского футбола известны: зависимость от региональных бюджетов, неумение зарабатывать самостоятельно, потеря талантов на переходе от юношеского спорта во взрослый. А в женском футболе есть свои, особенные проблемы?
— В целом проблемы, конечно, общие. Но женский футбол ещё обделён вниманием СМИ – даже соревнования одного уровня освещаются по-разному у мальчиков и девочек. Замкнутый круг получается: чтобы быть популярным, надо чтобы о тебе писали. А чтобы о тебе писали – надо быть популярным. Иначе только за деньги. Если бы СМИ не сравнивали в негативном плане мужской футбол и женский, то было бы лучше. А то до смешного доходит — в прошлом году РФС заплатил деньги комментатору нашего матча, а он с таким скепсисом рассказывал. И пас у него случайно прошёл, и удар мог бы быть посильнее, и вратарь мог бы лучше прыгнуть – с таких позиций любую игру можно раскритиковать.
— Критики часто говорят: «Соберите столько болельщиков, сколько мужские команды». Но, справедливости ради, люди в последние годы неохотно идут на стадионы – не только на женский футбол, но и на гандбол, волейбол и т.д. Почему?
— Мне кажется, ситуация изменится, пусть и не сразу. Сейчас не обязательно идти на стадион – можно смотреть трансляцию в интернете, по телевизору. Но в Европе уже прошли этот путь и поняли – живого общения, настоящих эмоций ничем не заменишь. Рано или поздно люди соскучатся по обмену энергией, адреналину, эмоциям, которыми спортсмены делятся с болельщиками во время матчей, и вернутся на арены. Положительный заряд от спорта не заменишь ничем.
Свободное падение. Почему ФК «Краснодар» провалил рестарт сезона
Подробнее