Сауны и бани Краснодара

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

0 4
  • Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

20 августа меценат Руслан Ашхамахов заявил, что готов подарить «ЕДОДОЙ-купол» музею Коваленко.

Что случилось?

Осенью 2019 года краснодарский стрит-арт-проект «ЕДОДОЙ» запустил онлайн-аукцион в поддержку сайта «Медиазона». Единственным лотом был купол с надписью «ЕДОДОЙ». В торговле между меценатами Ником Морозом и Русланом Ашхамаховым победителем оказался адыгейский коллекционер искусства.

Вчера в своем фейсбуке Ашхамахов написал, что готов передать «ЕДОДОЙ-купол» Художественному музею имени Ф. А. Коваленко.

  • Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Диларам Садыкова

заведующая отделом учета, хранения и реставрации фондов музея имени Ф. А. Коваленко

В музей Коваленко вообще передают в дар объекты искусства?

«Для поступления работы в коллекцию Краснодарского художественного музея имени Ф. А. Коваленко художнику или другому частному лицу необходимо представить произведение для рассмотрения его на экспертной фондово-закупочной комиссии для определения его историко-культурной, художественной и музейной ценности. В комиссию входят ведущие специалисты музея.

Музей — живой организм, и он постоянно пополняется материалами о современных творческих процессах и — реже — произведениями XVIII–XIX веков, расширяя представления любителей классического искусства. Именно это позволяет музею оставаться институцией, аккумулирующей исторический опыт и обладающей духовными ресурсами. Так, например, сейчас мы работаем над научным описанием большой коллекции графики, подаренной музею участниками международного выставочного проекта «Фестиваль графики — UNI GRAPHICA 2019». Это 360 работ от 158 авторов из Мексики, Польши, Израиля, Бельгии, Греции, Италии, Кореи, Швеции, Нидерландов, Пуэрто-Рико, Канады и России. Среди них как именитые мастера, так и начинающие художники. Мы получили огромный материал, представляющий невероятное разнообразие способов постижения реальности, свободы и смелости самовыражения, личной позиции в творчестве и их воплощения в формах экспериментального и традиционного искусства. Все эти качества характерны для лучших образцов современного искусства», — сообщила заведующая отделом учета, хранения и реставрации фондов музея Диларам Садыкова.

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Дмитрий Пиликин

историк искусства, научный сотрудник Санкт-Петербургского института исследования стрит-арта

Стоп, а «ЕДОДОЙ» — это искусство?

Похоже, что да. Вот что об этом говорит историк искусства, научный сотрудник Санкт-Петербургского института исследования стрит-арта Дмитрий Пиликин.

«Слава краснодарского уличного художника, выступающего под ником «ЕДОДОЙ» вышла уже далеко за пределы Краснодарского края. Об это феномене рассуждают искусствоведы, лингвисты и поэты, потому что автор задевает сам принцип словообразования и игры со словом, который связан с русским поэтическим авангардом 1920–30-х годов (Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским, Даниилом Хармсом и обэриутами) — явлением, плотно вошедшим в историю мирового искусства. У Краснодарского края, который находится на границе разных культур и смешения разных языков и местных говоров, в этом направлении, пожалуй, есть свои приоритеты. Достаточно вспомнить трансфутуристов — Серея Сигея и Ры Никонову, которые еще в 1970–80-х годах издавали в Ейске журнал «Транспонанс» и сумели превратит этот небольшой город Краснодарского края в мировую мекку для европейских и американских поэтов, художников, музыкантов, лингвистов и переводчиков».

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Елена Ищенко

куратор ЦСИ «Типография»

Хорошо, «ЕДОДОЙ» — это искусство, но для музеев ли?

Этот вопрос портал Юга.ру задал куратору ЦСИ «Типография» Елене Ищенко.

«Что такое современный музей? Последнее определение, данное международным советом музеев (ICOM), гласит: «Музеи — это пространства демократизации, инклюзии и полифонии мнений, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего. Изучая текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и предметы искусства, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают равные права и равный доступ к культурному наследию для всех людей». Если следовать этой формулировке, становится ясно, что музей — место не только великих произведений искусства, проверенных временем. Это место для диалога и взаимодействия. В этом контексте важно, чтобы музей был открытым и постоянно пересматривал свою коллекцию и стратегии ее пополнения. Купол «ЕДОДОЯ» отражает важные для современности точки: во-первых, это произведение активно работающего уличного художника, который остается анонимным. Во-вторых, эта работа сделана в поддержку «Медиазоны» — портала, борющегося с полицейским насилием и произволом. Ну и в-третьих, сам формат онлайн-аукциона, ставший популярным в последние годы, тоже требует фиксации и осмысления».

То есть уличное искусство уже уютно чувствует себя в музеях?

«Искусство стрит-арта было опознано большим музеями как значимый феномен еще в 1980-х годах, когда коллекция Нью-Йоркского музея современного искусства (MOMA) обогатилась произведениями Кейта Харринга и Мишеля Баскиа, но настоящий взрыв интереса к этому искусству возник в 2010 году после эпохальной выставки в британской галерее Тейт. С этих пор музеи один за другим стали делать выставки уличного искусства и присматривать работы в свои коллекции», — пояснил историк искусства Дмитрий Пиликин.

  • Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

А что «Медиазона», в поддержку которой проходил аукцион?

«Медиазона» — интернет-проект, освещающий деятельность российских судов, правоохранительных органов и пенитенциарной системы в целом. В 2018 году на портале Юга.ру вышло большое интервью с главным редактором «Медиазоны» Сергеем Смирновым.

На этот раз Смирнов дал эксклюзивный комментарий Юга.ру по поводу проходившего аукциона и того, часто ли современные художники поддерживают «Медиазону»:

«Честно говоря, я не помню таких прецедентов. Нам очень приятно слышать об этом случае. Мы ничего сами для этого не делали и даже не знаем, как все это произошло. Наверное, художники знают о нашем фандрайзинге [большая часть финансирования «Медиазоны» идет от ежемесячных платежей читателей. Если вы хотите помочь проекту, то можете сделать это здесь. — Прим. Юга.ру]. Хотя, надо сказать, художники довольно редко как-то афишируют фандрайзинг «Медиазоны». Но это и не их задача. Помощь медиа и современным СМИ связана не с актуальным искусством, а, скорее, с неким гражданским шагом. Так что говорить о политизации или об аполитичности я не буду, искусство ничего не должно.

Скажу лишь, что мы, безусловно, рады, что в Краснодаре есть проект «ЕДОДОЙ», который обратил на нас внимание и сделал такой аукцион».

  • Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Елена Суховеева

художник, искусствовед

Но не слишком ли «ЕДОДОЙ» радикален для музея Коваленко, на фасаде которого висит картина Квашуры с изображением казаков?

На этот счет с порталом Юга.ру своим мнением поделилась художник и искусствовед Елена Суховеева. Сейчас она совместно с Виктором Хмелем работает над проектом «Архив современного искусства Краснодара».

«Для музея этот дар очень необычный, наш музей несколько консервативен, у нас не так много сотрудников, которые с пониманием относятся к современному искусству и ко всем тем новшествам, которые происходят в нашем городе. У меня, по крайней мере, сложилось такое мнение. Но мне кажется, что со временем все это будет внедряться, потому что история создается через музей, а не только центры и исследования. Самый крупный музей у нас художественный — это музей Коваленко. И я считаю, что, так же как и «Русский музей» имеет отдел новейших течений современного искусства, так и наш музей мог бы иметь коллекцию, в которой хорошо бы смотрелся «ЕДОДОЙ-купол», сделанный, несомненно, очень интересным художником.

К тому же «ЕДОДОЙ» перекликается с русским авангардом, чья прекрасная коллекция есть в фондах музея Коваленко. Первый раз, когда я увидела это слово, я сразу вспомнила Велимира Хлебникова, новоизобретенный язык. И для меня в проекте «ЕДОДОЙ» очевидна отсылка к русскому авангарду, и поэтическому, и визуальному», — заключила Суховеева.

Так что, быть «ЕДОДОЮ» в музее Коваленко?

На этот вопрос через некоторое время ответит комиссия музея. Но опрошенные специалисты уверены, что если не сейчас, то в будущем «ЕДОДОЙ» займет свое законное место в коллекции музея Коваленко.

«Свои достижения надо ценить, а хорошие коллекции начинаются с точно обозначенной, оригинальной концепции и ее последовательного продвижения. Именно поэтому, я считаю важным принять объект «ЕДОДОЯ» в коллекцию Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко. Большие дела начинаются с малого», — отметил Пиликин.

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Екатерина Данильян

куратор

Также специально для Юга.ру своим комментарием поделилась куратор Екатерина Данильян, работающая в музее:

«Сразу оговорюсь, что это мое частное мнение как независимого куратора, которое не отражает позицию музея. Но, раз вы спросили, могу отметить, что история постоянной экспозиции музея Коваленко — отличная иллюстрация того, что не всякое искусство сразу воспринимается и принимается современниками. Работы передвижников и особенно работы авангардистов, которые считаются сейчас визитной карточкой музея, имеют сложную историю неприятия всеми — как обществом, чьему вкусу они раздавали бесконечные пощечины, так и художественным истеблишментом.

Но авангардное искусство умеет прорастать сквозь асфальт. И вот уже в 20-х годах в провинциальном Краснодаре выставлялись такие крупные представители левого искусства, как Розанова, Экстер, Филонов, Малевич и многие другие.

Тьерри де Дюв писал, что настоящее искусство возникает только при встрече зрителя с художественным произведением, поэтому остается надеяться, что скоро настанет время, когда встреча с «ЕДОДОЕМ» в стенах музея станет такой же тихой повседневностью, как и встречи с работами Кончаловского, Кандинского, Малевича. Уверена, что современники распознают в пощечинах «ЕДОДОЯ» настоящее искусство, так же как это сделали их соотечественники сто лет назад.

И, на мой взгляд, важно отметить, что когда-то именно черкес Батырбек Шарданов предоставил место в своем новом доме для первой картинной галереи на Северном Кавказе, и очень символично, что спустя более ста лет новый продолжатель черкесского меценатства передает в дар одно из своих коллекционных произведений».

  • Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Адыгейский меценат предложил «ЕДОДОЙ»-купол в дар музею Коваленко. А что, так можно было?

Что такое «ЕДОДОЙ»?

«ЕДОДОЙ» — слово из хоссонитского языка, придуманного поэтом Валерием Нугатовым в рамках фейсбук-проекта Aslan Rachidovitch Oussoyan. Об этих надписях, о тех, кто за ними стоит, а также о хоссонитском языке и проекте Валерия Нугатова можно прочесть здесь.

Комментарии порталу «Юга.ру» «ЕДОДОЙ» давал в мужском и женском роде — предположительно, это группа стрит-артистов или осознанная мистификация.

Как писали Юга.ру, весной прошлого года «ЕДОДОЙ» сделал арт-объект возле скульптуры Виктора Линского «Столпы». На добавленном «ЕДОДОЕМ» столпе были изображены полицейские автомобили, дубинки, крысы и наручники — так «ЕДОДОЙ» выражал свое возмущение тем, что перед открытием скульптуры Виктор Линский вызвал полицию, когда «ЕДОДОЙ» делал надпись на деревьях возле «Столпов».

Также «ЕДОДОЙ» проводил альтернативный «Тотальный диктант» — на хоссонитском языке, писал огромными буквами «ЕДОДОЙ» на мосту у аэропорта, выступал в защиту Ивана Голунова, свешивал баннер с кинотеатра «Аврора», обвиняя Сергея Галицкого в демонтаже троллейбусной сети на ул. Красной.

В конце весны «ЕДОДОЙ» заложил записку со словом «ЕДОДОЙ» в иерусалимскую Стену Плача — этот жест авторы приурочили к 20-летию фильма «Любовное настроение», который заканчивается похожей сценой.

В августе санкт-петербургское издательство Invalid Books выпустило книгу о «ЕДОДОЕ».

 

А что об этом думает сам «ЕДОДОЙ»?

В инстаграм-аккаунте «ЕДОДОЙ» дал комментарий порталу Юга.ру на хоссонитском языке: «ХВОЙВВОЛЕННЬХО ННЭ ХХОЙНТРЭТЭНЬКО ХЗТОЙТЕ. ХЛЮБП ЕЙЗХУЙЗДВА ЕЛЛЭ ШО?»

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.