Генеральный директор сети магазинов «Читай-город» подвел итоги года
Михаил Иванцов, генеральный директор «Читай-города», рассказал о достижениях, ключевых проектах и планах развития сети на 2020 год.
– Поделитесь итогами работы за прошлый год. Какие прогнозы на будущее?
– До сентября 2019 года рост был очень хороший, по магазинам LTL 10–11 процентов. Осенью ситуация изменилась: такое ощущение, что у покупателей кончились деньги. Поэтому, когда наши налоговые органы отчитываются, что они в очередной раз перевыполнили план по сбору налогов, хочется, чтобы государство эти деньги более активно возвращало в экономику. Если деньги из экономики изъяты, но не пущены снова в дело, то дальше экономика будет работать хуже. Деньги необходимо тратить, иначе экономика не будет работать эффективно. Важно, чтобы эти проблемы решались. Иначе можно ожидать негативных последствий. Год мы закончили нормально, так как до сентября работали с некоторым превышением плана.
– Какие у вас планы на города-миллионники? Краснодар?
– Мы открыли новые магазины в тех городах, где они у нас были. Расширились в Новосибирске, Омске, Оренбурге, Казани, Иркутске. Открыли еще два магазина в Краснодаре. Южное направление демонстрирует динамику роста населения. Как правило, такое наблюдается там, где людям жить либо комфортно, либо выгодно, – это Москва,
Петербург, крупные богатые города. Даже северные города, такие как Ханты-Мансийск, где мы будем открываться в этом году. Также мы продолжаем осваивать небольшие города – Балаково, Балашов, Кызыл, Первоуральск, Сальск, Серов, Уссурийск.
– Вы считаете местные книжные магазины своими конкурентами?
– Мы не особенно оглядываемся на других. На наш взгляд, мы делаем очень качественный продукт. На одном рынке всегда найдется место, по крайней мере, для двух игроков. Рынок большой, и людям нужен выбор. Местным операторам никто не мешает развиваться и как минимум работать не хуже.
– Если сравнить средний чек с прошлым годом – ситуация осталась прежней?
– Средний чек вырос на 3–4 процента, это соответствует росту инфляции в стране, и составляет в среднем в рознице 550 рублей, в интернет-магазине – 700 рублей.
– А диджитализация в целом издательского бизнеса и развитие рынка электронных и аудиокниг воспринимаются вами как потенциальная конкуренция?
– Сегодня аудиокнига – это продукт, который расширяет рынок. Люди слушают аудиокниги, когда едут в машине, когда занимаются спортом. И если говорить, что мы конкурируем за время с другими источниками информации и развлечений, то в данной ситуации это время как раз прекрасно подходит для того, чтобы люди могли слушать аудиокниги.