Не отклонились от сценария: кубанские единороссы поиграли в выборы
В Краснодарском крае 31 мая завершилась своеобразная генеральная репетиция муниципальных выборов — электронное предварительное голосование по отбору кандидатов.
Мероприятие тусклое и мало кому сегодня интересное. И, возможно, и говорить об этом региональном партийном междусобойчике и не стоило. Но осенью в десятках муниципалитетов края пройдут депутатские выборы. И вот, если рассматривать эти майские игры ЕР в свободные партийные праймериз как генеральную репетицию 13 сентября, то уже становится интересно. По какой технологии на этот раз единороссы постараются организовать свою «убедительную победу» в день единого голосования? Как смогут добавить легитимности своим кандидатам, вызывающим у большинства жителей аллергическую сыпь?
А кандидаты кто?
Прежде всего, конечно, придется изобразить иллюзию выбора из «достойных». И тут нужно будет создавать ощущение того, что куча народа жаждет занять депутатские места. На партийный праймериз это ноу-хау обкатали. Соискателей нагнали столько, что аж целый секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак кубанскую ЕР заметил и на дальнейшие количественные свершения благословил. 7, 7 соискателя на одно кандидатское место! Это при том, что среднероссийский показатель составил всего-то 4,8 человека. Ни один другой регион не может похвастаться нашей массовостью!
Хотя на кой ляд вообще случилось такое столпотворение претендентов, совершенно непонятно. Потому что победителей можно было «угадать» за месяц-полтора до дня имитации выбора. Впрочем, это уже обкатанная схема. То же самое случилось и во время прошлогодних праймериз ЕР, когда определялись кандидаты в поселенческие советы. Список победителей, к примеру, по Усть-Лабинску задолго до цирка с голосованием публиковали и городские СМИ, и «Живая Кубань». Совпадение случилось 100-процентное.
В этот раз тоже достаточно было лишь взглянуть на списки, и сразу становилось ясно, кто же залезет на партийный пьедестал, а кто — массовка. Мало того, тот факт, что карантинные ограничения внесли свою специфику в процесс голосования, шоу было расцвечено дополнительным пофигизмом. Назначенные заранее победители не особо парились над подбором конкурентов. Похоже, невзрачных соискателей подбирали сами будущие победители. В идеале, конечно, те, кому было партийной дисциплиной предначертано проиграть, должны были носить фамилии типа Франкенштейн или Дракула. Но поскольку в крае наследников фамилий мировых злодеев не нашлось, победители вынуждены были самостоятельно уговаривать проиграть им каких-то уж совсем невзрачных личностей. Очень востребованы оказались бледные студентки и личные водители.
В ряде случаев особое внимание обращалось внешности «пораженцев». Приветствовалось внешнее сходство с людьми редких профессий. Типа «медвежатник» или «щипач». Но и этим тщательно продуманная организация «убедительных поражений» для конкурентов не ограничивалась. Учитывая, что голосование было организовано в основном по «удаленке», кандидаты вынуждены были записывать видео о своих грандиозных планах и выставлять ролики в Интернете. Будущие проигравшие выдавали такие тексты, что хотелось к делу их оздоровления привлечь санитаров из спецучреждений. Впрочем, и сами будущие победители, не особо думали над своими программными спичами. Бубнили про сохранность зеленых зон, необходимое строительство школ и нашу кубанскую исконность. При этом, правда, были непонятны причины, почему всего этого нельзя было сделать раньше — во время первого депутатского срока. Или второго. Или третьего. Но этим и хороши партийные программы ЕР. Своею стабильностью в перечне нерешенных проблем.
Практически всех победителей праймериз объединил еще один общий признак — небедность. Раньше это вообще было обязательным условием. Поговаривали, что в крае есть определенная такса на «покупку» кандидатства от ЕР. Ведь кандидат-единоросс практически гарантированно позднее становился депутатом. Ценовая шкала росла в зависимости от того, на что какой-то крепкий хозяйственник претендовал. Чем выше статус выборов, тем больше надо было «занести». Сейчас, правда, ситуация изменилась. В кандидаты определяют и вполне порядочных людей. С одной стороны, это как бы свидетельствует о том, что опора ЕР – народ. А с другой… Ну что эти порядочные депутаты по большому счету смогут изменить? Большинство ведь, наверное, проголосует как надо.
«Нагиб» бюджетников
А вот как постараются посчитать наши голоса, четко указал еще один факт прошедших 31 мая краевых праймериз. Жители края и так-то не сильно стремились на избирательные участки голосовать за заранее назначенных победителей А бестолковые, непонятные для всех ограничения карантинного режима помогли довести уровень доверия к краевой «Единой России» примерно до нуля. Ведь единороссы не стали защищать уволенных работников, не помогли получить помощь предпринимателям, не слышали требований медработников заплатить им положенное. Единороссов не приглашают даже на заседания оперативных штабов в краевой администрации. Понимая, что толку от них все равно не добиться.
И если уж краевое руководство выставило «кол с минусом» возможностям краевой ЕР, то народ, тем более никаких иллюзий в оценке партии уже давно не имеет. Поэтому на праймериз «Единой России», по большому, счету, забил. Краевая явка оказалась ниже среднероссийской почти на 20%. Чтобы изобразить хотя бы какой-то интерес к этому цирку, был как обычно организован «нагиб» бюджетников. Вначале, конечно, случились разъяснительные беседы с руководством бюджетных организаций. А уже затем директора школ, главврачи, заведующие детскими садами, клубами довели до сотрудников список кар в случае неисполнения.
Бюджетников понуждали регистрироваться на «Госуслугах» для последующего голосования. В день праймериз руководство названивало и интересовалось, исполнено ли обязательное свободное волеизъявление или, упаси Бог, нет? Звучали требования присылать скрины экранов мобильных телефонов с проставленными в нужных клеточках «галочками». Во второй половине дня полетели директивы о том, что надо бы явиться на пункты голосования лично, притащив с собой дееспособных родственников и знакомых для слабоватой на российском фоне статистики кубанской явки.
В итоге установить общероссийский рекорд по количеству никому не нужных соискателей удалось, а вот убедить хоть кого-то (кроме партийцев и бесправных бюджетников) в том, что праймериз — это нечто знаковое, ожидаемо не получилось.
Дистанционное голосование – выгодно
И все же сегодня, думается, жители Кубани должны быть благодарны ЕР за то, что их ознакомили с технологиями, которые наверняка будут задействованы и перед выборами — 13 сентября. Конечно, для тех самых кандидатов от ЕР, что стали победителями нынешних праймериз, постараются основательно зачистить «поляну», максимально удалив из списков тех, кто может составить реальную конкуренцию. В качестве альтернативных кандидатов, как мы увидели, будут привлечены личные водители и помощники кандидатов от ЕР, студентки–второкурсницы с богатейшим жизненным опытом, а также люди с среднеазиатскими, молдавскими и прочими экзотически звучащими для нас фамилиями. Ну, чтобы мы, значит, не ошиблись в выборе. Хотя, как показывает прошлогодняя практика, было немало случаев, когда затвержденные партийные кандидаты оглушительно проигрывали своим же дублерам.
Поработает ЕР, похоже, и на снижение явки. Тут закономерность простая: чем выше явка, тем меньше возможностей для залповых вбросов заранее заполненных бюллетеней. Ведь, если пришло 10%, вбросив еще 50% — гарантируешь победу нужному товарищу. А если придет 80-90-100%? Вбросить уже будет сложновато.
Можно предположить, что будут стремиться кубанские единороссы к применению практики дистанционного голосования. Праймериз показал, насколько это выгодно. При голосовании с регистрацией на «Госуслугах» ни один бюджетник не сможет своевольничать в кабинках на избирательных участках. И при должном контроле гарантированно проголосует как надо. К тому же, при «дистанционке» спокойно получается игнорировать любых наблюдателей. На тех же прошлогодних выборах, наблюдатели от оппозиционных кандидатов досаждали немало, заставляя избиркомы работать незапланированно. То есть честно.
В общем, подводя итог: 31 мая краевая «Единая Россия», как умела, обкатала технологии, которые она попытается использовать и в грядущих муниципальных избирательных кампаниях. Получится у них на этот раз или все же есть надежда на честные результаты выборов, зависит во многом от нас – жителей Кубани.
P.S. И еще об одной выборной технологии ЕР, которая гарантированно будет использована в предстоящих выборах. Смотря на списки молодых победителей прошедших праймериз, спонимаешь, что им уготована на выборах та же роль, что исполняла массовка на праймериз. Они должны проиграть плановым победителям, которые пойдут по тем же округам. Но уже как независимые ни от кого кандидаты. То есть те же небедные единороссы, которые мимикрируют под независимых. Учитывая невысокие рейтинги в крае «Единой России», такая позиция может оказаться даже более выгодной. Можно даже неумелые, провальные действия единороссов на своем округе беспощадно обличать. В итоге юный единоросс — официальное кандидатское лицо партии отгребет от избирателей по полной. А тот же единоросс, закопавший на пару месяцев свой партбилет в огороде, уверенно победит. В общем, устроит ЕР на ряде округов такую политическую игру в шашки сама с собой. Кто бы не выиграл: партия победит!
Ранее «Живая Кубань» публиковала мнение известного политического блогера Андрея Сафронова о праймериз «Единой России» в Краснодаре.