«В любое время должны оставаться такие места». Руководительницы краснодарских НКО — о потрясениях 2022 года и жизни своих проектов
© Фото Антона Быкова, Юга.ру
События 2022 года больно ударили по самым уязвимым: людям с инвалидностью, пострадавшим от домашнего насилия, подопечным правозащитных организаций. Юга.ру поговорили с краснодарскими некоммерческими организациями о том, как упали их доходы после начала СВО, с каким настроением фонды встретили 2023 год и почему не готовы собирать деньги на бронежилеты.
«Открытая среда»
«Мы вынуждены, как и в пандемию, уйти от системных проектов, которые бы десятилетиями поддерживали 200 человек с аутизмом. Вместо этого мы работаем, чтобы здесь и сейчас не отдавали детей в интернаты и не совершали двойной суицид, — рассказывает директор «Открытой среды» Анна Малова. — Чтобы поддерживать для них минимальный уровень жизни: когда мама может оставить ребёнка хотя бы на час, чтобы сдать кровь или отдохнуть, ведь нет муниципальных нянь. Когда взрослый с аутизмом социализируется, а не сидит в четырёх стенах. Одной семье мы помогли уехать из страны, многим — найти жизненно важные лекарства, которых не было в России. Количество запросов растёт, они всё реже связаны с образованием или трудоустройством, всё чаще — с обострениями заболеваний, психологической и гуманитарной помощью».
В январе 2023 года «Открытая среда» отмечает первый юбилей. Когда-то 22-летняя Анна Малова собрала первых волонтёров, чтобы ходить в кино с братом и другими подростками, у которых диагностировали аутизм. Потом кинопоходы выросли в настоящую НКО. Теперь фонд помогает более чем 150 семьям, в штате два десятка специалистов, а волонтёров более сотни. Сама Анна получила премию Forbes «30 до 30» за благотворительную работу.
<blockquote>
<p>«Ни одна программа не остановилась, всё работает как работало, но для нас это становится всё тяжелее. Эта осень была одной из самых тяжёлых за все пять лет существования «Открытой среды»</p>
<p>Анна Малова</p>
</blockquote>
С февраля 2022-го доноров и пожертвований постоянно становилось меньше. Кто-то уехал за границу, кто-то не оформил заново ежемесячные пожертвования после отключения Google Pay в России.
Согласно исследованию «Нужна помощь», это произошло и с другими НКО. Люди боялись блокировки счетов и снимали наличные с карт, привязанных к благотворительным платформам, или переводили сбережения на другие карты. Процент отменённых транзакций мгновенно вырос: обычно он составляет около 18%, а в феврале достиг 41%. Подробнее о благотворительном секторе в месяцы «специальной военной операции» читайте здесь.
Большие бренды приостановили сотрудничества: новости влияли на тон публичных высказываний и распределение бюджета. Некоторые благотворители отказались от поддержки «Открытой среды» и других фондов в пользу беженцев и семей призванных.
«Объективно люди с аутизмом сейчас не на первом плане и очень долго не будут на нём», — замечает руководительница.
Теперь организация налаживает связи с IT-компаниями, на устойчивость которых не так сильно влияет политическая повестка, а также впервые за годы работы сильно зависит от грантов.
Фондам, отмечает Анна, помогла бы расширенная господдержка: налоговые рассрочки, субсидирование, временный мораторий на проверки, чтобы специалисты не отвлекались от основных задач на бумажную работу, которую тоже нужно оплачивать.
«При этом нас контролируют благотворители, грантодатели», — подчёркивают в фонде. В 2022 году «Открытая среда» также присоединилась к фандрайзинговой программе «Нужна помощь», где строго следят за отчётностью некоммерческих организаций.
В прошлом году организация открыла первую в крае квартиру сопровождаемого проживания, запустила подкаст «Все не как все», который ведут люди с аутизмом, провела большой благотворительный концерт с участием PLC и других популярных артистов. А ещё — пережила несколько переездов из-за нехватки денег на аренду. Весной занятия проводили в центре современного искусства «Типография». После признания его иностранным агентом «Открытая среда» снова вынуждена снимать пространство. За соседней дверью — офис уполномоченного по правам человека, но оплачивать аренду всё равно приходится деньгами благотворителей, потому что город помещение не выделяет.
Подопечные и волонтеры на мероприятии «Открытой среды» © Фото Владислава Щорса
© Фото Тиграна Баратова для «Открытой среды»
«Мы точно не планируем закрываться. Наша цель — сохранить все программы и штат «Открытой среды»: это узкие специалисты, которых тяжело находить, многих мы выучили сами внутри организации. От этих людей зависит больше 150 семей. Аутизм не лечится. Поэтому, я надеюсь, когда-нибудь мы опять сможем строить что-то системное и классное, чтобы не перемалывать бесконечно воду».
Помочь «Открытой среде»: otkrytofond.ru.
Убежище для пострадавших от домашнего насилия
Юга.ру рассказывали о первом негосударственном шелтере в Краснодаре. Его открыли летом 2021-го. Новый год в убежище встречало рекордное количество женщин и детей. Подписчики проекта помогли Деду Морозу обеспечить их подарками: игрушками, косметикой, бытовой техникой, сертификатами на мастер-классы. Для героини одного из наших текстов, Надежды, случилось маленькое чудо: бывший муж отпустил их общую дочь отпраздновать вместе с мамой и провести в доме несколько дней.
Соосновательница проекта Натэлла Косикова рассказала о жизни подопечных в 2022 году.
По подсчётам руководителей, месяц работы шелтера стоит не меньше 120 тыс. рублей. Сюда включены аренда дома, коммунальные платежи, покупка продуктов и лекарств, доставка мебели. Сократить эти расходы невозможно. Чем больше в доме жильцов, тем выше затраты.
«Некоторые женщины к нам приезжают вообще без единого рубля, средств личной гигиены, только с документами и детьми. Мы помогаем им купить всё необходимое», — объясняет Натэлла.
© Фото Антона Быкова, Юга.ру
© Фото Антона Быкова, Юга.ру
© Фото Антона Быкова, Юга.ру
Обращения поступают всё время. Некоторым не нужно размещение, часто девушки просят об онлайн-консультациях. Основательницы планируют возобновить открытые поддерживающие встречи для тех, кто не живёт в шелтере. По словам Косиковой, они нужны не только для общения со специалистами, но и для дружбы с другими женщинами.
«Работа не изменилась, но, конечно, пожертвований стало меньше. Мы даже думали, что придётся закрыть проект, но не сдавались. И в итоге заключили договор на ежемесячное пожертвование с первым крупным спонсором. Закрываться не планируем: в любое время должны оставаться такие места, где можно получить поддержку, внимание, понимание, защиту и заботу. Тем более сейчас, когда люди болезненно реагируют на происходящее», — подчеркнула Натэлла.
В 2023 году привлекать финансирование собираются в том числе за счёт грантов.
Помочь шелтеру: taplink.cc/housewomenkrd.
Экоцентр «Собиратор»
Экоцентр почувствовал меньше изменений. Один сотрудник запланированно покинул Россию и команду «Собиратора» на фоне политических новостей. И всё же директор Дарья Сычева в будущее смотрит уверенно.
«Пожертвований у нас всегда было мало, доходы как были в разы меньше расходов, так и остались. Работа со вторсырьём обходится дорого, ведь большую часть фракций мы сдаём переработчикам бесплатно или по символической цене. Надеемся на гранты, но гарантий тут никто не даёт. В любом случае, мы планируем и дальше принимать вторсырье, проводить мероприятия, помогать организациям и людям становиться экологичнее».
Вход в «Экоцентр» © Фото Дмитрия Пославского, Юга.ру
© Фото Дмитрия Пославского, Юга.ру
За 2022 год экоцентр принял более 20 тыс. посетителей. Они спасли от свалок 90 тонн вторсырья: из 52,32 тыс. кг стеклянных бутылок и банок можно бы было построить целый замок, 17 тонн макулатуры спасли три сотни деревьев, 3,7 тонн металла получили шанс на почти бесконечное использование, 3 тонны одежды передали на благотворительность и переработку. А ещё, конечно, популярностью пользовались контейнеры для разных видов пластика и редких отходов. «Собиратор» провёл почти сотню лекций, экскурсий и мастер-классов и 20 волонтёрских уборок.
Помочь «Собиратору»: tf-donat.ru.
«Нужна помощь»
Юга.ру обсудили состояние благотворительности с Софьей Жуковой — директором фонда, который помогает другим помогать.
«Содержание нашей работы мало поменялось: мы не делаем ничего, что непосредственно помогало бы людям справляться с мобилизацией или избегать её, мы не стали помогать семьям мобилизованных. Мы приняли другой важный подход: продолжать делать то, что мы делаем, поддерживать организации, которые работают в регионах».
Для фондов на площадке «Нужна помощь» с января по октябрь собрали на 25 млн рублей меньше, чем за тот же период 2021 года, хотя в секторе до февральских событий рассчитывали на продолжение роста.
На графиках портала можно увидеть динамику пожертвований: например, в феврале в два раза выросло число поступлений в правозащитные инициативы, в сентябре — на 50%. Такие скачки зависят от разовых пожертвований в связи с конкретными событиями (например, доноры больше поддерживают правозащитников во время крупных митингов). Донатов на экологические организации, медицину, помощь уязвимым группам почти каждый месяц становилось меньше.
Средняя сумма пожертвований в рублях в 2022 году © Таблица Юга.ру на основе данных фонда «Нужна помощь» и сервиса CloudPayments, tochno.st/benchmark
У организаций в регионах изменилось многое, замечает Софья. В том числе, там развернули активные компании по сбору гуманитарной помощи для мобилизованных. Фонду «Нужна помощь» пришлось конкретизировать свои ценности и условия взаимодействия с платформой.
<blockquote>
<p>«Мы говорим о высшей ценности человеческой жизни, мы против насилия в любом виде. Но оказалось, что не всем было понятно: мы не будем собирать на каски, бронежилеты, аптечки и гумпомощь для военнослужащих, потому что это не помогает решать социальные проблемы. Я не говорю, что это плохо и неправильно, я понимаю людей, которых это напрямую коснулось. Но так быть не должно»</p>
<p>Софья Жукова</p>
</blockquote>
Постепенно фонд «Нужна помощь» восстанавливает количество регулярных поступлений, самых важных для стратегического планирования НКО. Среди организаций Краснодарского края на платформе — «Открытая среда», фонд помощи бездомным животным «Ключ добра», фонд для пожилых людей и тяжелобольных детей «Прекрасное далеко», команда больничных клоунов «ЛенЗдравКлоун». В ноябре фандрайзеры перезапустили программу «Рубль в день».
После начала мобилизации такого же резкого спада пожертвований, как в феврале, не зафиксировали: как объяснила Софья, большинство благотворителей — женщины, которых происходящее задело косвенно, а мужчины с повестками в руках думают об отмене регулярных платежей далеко не в первую очередь.
Тем не менее, Жукова подчёркивает, что проекты гумпомощи в нестабильное время будут привлекать больше внимания и средств благотворителей, хотя и инициативам мирного времени оно всё так же необходимо.
Помочь фонду «Нужна помощь» развивать благотворительность в России: nuzhnapomosh.ru.
Как отличить настоящих благотворителей от мошенников, читайте здесь.